Не секрет, что читающие дети намного более развиты по сравнению со сверстниками, имеют более широкий кругозор, лучше успевают в школе и к тому же постоянно улучшают свою грамотность и языковое чутье, читая произведения классиков и современных мастеров слова. Но реальность такова, что современные дети читают мало, если вообще читают что-либо вне необходимого минимума для школы. Как же на это повлиять? Как привить ребенку любовь к чтению?
В любом вопросе воспитания детей родителям стоит начинать с себя. У не читающей ничего, кроме соцсетей, мамы вряд ли получится “приучить” к чтению подростка, а у проводящего вечера за компьютерными играми папы – заставить читать в удовольствие второклассника.
Если родители понимают, что именно своим примером, в первую очередь, формируют привычки детей, то полдела сделано. Совместное посещение книжных магазинов, библиотек, выставок поможет показать ребенку важность присутствия книги в жизни любого человека, в том числе и их семьи.
У читающих родителей ребенок практически всегда вырастет с книгой в руках. Ему читают с детства, он привык видеть книги и журналы в своем доме, есть выбор книг в доме и он всегда может выбрать что-то себе по вкусу.
При формировании интересов юного читателя родителям нужно быть внимательными и помогать ему выбрать литературу, которая соответствует его возрасту и будет для него полезной. В современном информационном пространстве много откровенного мусора, часто широко рекламируемого и цепляющего внимание. Очень хорошо, если родитель знает, какие книги читает его ребенок, прочитал их сам или внимательно ознакомился с отзывами и рецензиями на них.
Конечно, важно понимать, что интересы у всех разные, и если папе было в детстве интересно читать про динозавров, это не значит, что сыну нужно выбрать именно эту книжку, а не про космос, которым он сейчас увлекается. Родителю стоит быть внимательным к интересам и пожеланиям своего ребенка и не подменять их своими текущими или из детства.
Если с малых лет следовать интересам ребенка, читать ему сказки, стихи детских авторов, рассматривать с ним картинки и обсуждать историю персонажей, а когда он подрастет, прислушиваться к тому, что ему интересно и помогать находить литературу на эту тематику – основная задача по прививанию ребенку любви к книге выполнена.
Конечно, бывает так, что в определенном возрасте у ребенка могут выйти на первый план другие интересы – встречи с друзьями, общения с соцсетях, общая усталось от количества учебной нагрузки. В такие периоды чтение уходит на задний план, но важно понимать, что как только ребенок будет готов, будь это через недели, месяцы, или даже годы, он обязательно возьмет в руки книгу, как старую знакомую.
Не стоит забывать, что сейчас читать можно и не в привычном смысле слова, книгу можно слушать – аудио-книги отлично развивают внимание и образное мышление. Всегда можно порекомендовать ее подростку, пока он ездит в школу, или включить аудио-сказки малышам, пока они играют. Также полезным и увлекательным будет посмотреть мультфильм или фильм после прочтения книги, с совместным обсуждениям, что же понравилось больше, так ли они представляли персонажей, когда читали или слушали.
Чего точно делать не стоит
Не стоит приравнивать чтение к наказанию. Если что-то не выполнил, то пойдешь читать столько-то страниц. Негативные эмоции, которые при этом испытывают ребенок, неразрывно связываются в его восприятии с процессом чтения и вряд ли способствуют удачному дальнейшему читательскому опыту. Сиюминутный результат в плане наказания этого совершенно не стоит.
Нельзя навязывать ребенку читать то, что ему не нравится, не соответствует его интересам, возрасту, уровню восприятия действительности. Исключение составляет школьная программа, которая, к сожалению, не очень лояльна к желаниям детей. Но там как раз стоит помочь – если родитель читал книгу сам, пересказать, помочь найти краткое содержание, посмотреть фильм на тему. Если позволяет время подготовки к занятиям, стоит, конечно, попробовать прочитать произведение. Но все же часто читать “против воли”, то, что совершенно не нравится – не стоит, так желание читать может угаснуть совсем.
Не стоит оценивать навыки чтения ребенка, если это не цель занятия. Читает ли ребенок для вас, или просто вслух, для себя – не надо его постоянно поправлять, если ошибки негрубые и не мешают восприятию. Если же ребенок читает про себя, также не стоит его торопить, видя что он еще не переворачивает страницу. Все придет с опытом, если не “бить по рукам”.
В качестве вывода хочется пожелать родителям помочь ребенку найти свой читательский путь и открыть для себя удивительный мир книг, который поможет ему впитать опыт предыдущих веков, воспитать в себе лучшие качества и вырасти достойным человеком.